Гомельский городской социально-педагогический центр

Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное!

ГОД МАЛОЙ РОДИНЫ 2019

Работа с несовершеннолетними, находящимися в СОП

Работа с несовершеннолетними, находящимися в СОП

     Выдержки из документов

Основная задача выполнения Декрета №18 – это организация работы с неблагополучными семьями, в результате которой ребенок должен остаться проживать со своими родителями.

Выявление детей СОП

ребенок, находящийся в социально опасном положении, – ребенок в возрасте до восемнадцати лет, находящийся в обстановке, при которой:

не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и другое);

ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья;

Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите (постановление СМРБ от 26.12.2006 №1728)

_____________________________________________

Пункт 4. Выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, рассматривается как комплекс профессиональных действий государственных органов и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.

Пункт 5. Основными задачами деятельности по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, являются:

выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;

оказание социально-педагогической, психологической и медицинской помощи несовершеннолетним;

реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия, торговли людьми, военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф.

Пункт 6. Государственными органами, осуществляющими выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, являются:

органы опеки и попечительства;

комиссии по делам несовершеннолетних, управления (комитеты) и отделы образования, здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов;

органы по труду, занятости и социальной защите;

органы внутренних дел.

Иные государственные органы и организации осуществляют выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования РБ от 28.07.2004 г. № 47)

Действия заинтересованных при выявлении детей СОП

Пункт 8. КДН организуют и координируют деятельность государственных органов и иных организаций по:

проведению мероприятий по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите;

организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних.

В случае выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, немедленно информируют об этом управления (отделы) образования.

Пункт 9. Комитеты, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите, организации социального обслуживания населения местных исполнительных и распорядительных органов в пределах своей компетенции (при назначении пенсий, пособий, государственной адресной помощи, гуманитарной и других видов помощи) выявляют детей, находящихся в социально опасном положении, о чем немедленно информируют управления (отделы) образования.

Пункт 10. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции:

выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, на основании:

изучения и анализа оперативной обстановки;

проведения специализированных рейдов;

заявлений об уходах несовершеннолетних из дома, об их розыске;

сообщений других территориальных органов внутренних дел;

сообщений из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;

сообщений из органов прокуратуры, судов;

сообщений из приемников-распределителей для несовершеннолетних;

информации учреждений образования;

информации организаций здравоохранения о фактах обращения за оказанием медицинской помощи детям, пострадавшим вследствие насилия;

сообщений трудовых коллективов;

сообщений в средствах массовой информации;

писем, заявлений и информации граждан;

о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, немедленно информируют управления (отделы) образования.

Пункт 12. Организации здравоохранения в пределах своей компетенции:

при постановке женщин на учет по беременности выявляют семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности и для новорожденного;

в ходе патронажа медицинского работника к новорожденным, детям раннего возраста и детям-инвалидам определяют условия жизни семьи ребенка;

выявляют несовершеннолетних, пострадавших от насилия или жестокого обращения, а также нуждающихся в медицинском обследовании, наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по содержанию детей;

о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, немедленно информируют управления (отделы) образования.

Пункт 13. Организации жилищно-коммунального хозяйства:

сообщают в управления (отделы) образования о случаях смерти родителей или единственного родителя несовершеннолетнего на основании представленных документов;

выявляют семьи, ведущие аморальный образ жизни и создающие неблагоприятные условия для воспитания детей, на основании задолженности по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением и коммунальные услуги в течение более шести месяцев;

о выявленных случаях неблагополучия семей, в которых воспитываются несовершеннолетние, немедленно информируют управления (отделы) образования.

Пункт 14. Управления (отделы) образования в пределах своей компетенции осуществляют:

меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия;

анализ положения несовершеннолетних с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите;

организацию учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;

организацию изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних.

Пункт 15. Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;

анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;

анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;

учета посещения несовершеннолетними учреждений образования;

учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;

выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;

учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;

контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;

информируют управления (отделы) образования о несовершеннолетних, выявленных и признанных находящимися в социально опасном положении, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей;

проводят воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями.

Пункт 18. При получении информации о социально опасном положении учащегося (студента, воспитанника, ребенка) по поручению руководителя учреждения образования педагогическими работниками учреждения образования (педагогом социальным, педагогом-психологом и др.) с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних проводится изучение положения несовершеннолетнего.

Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования РБ от 28.07.2004 г. № 47)

Работа по устранению причин и условий СОП

Пункт 23. Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, ведется в рамках индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, по форме согласно приложению 3.

Работа по устранению причин и условий неблагополучия учащегося (воспитанника) должна строиться на основе взаимодействия учреждения образования, социально-педагогического центра и других ведомств.

Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, утверждается руководителем учреждения образования не позднее недели со дня вынесения решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении и согласовывается с заинтересованными организациями.

Работа с родителями может строиться на основе плана по защите прав несовершеннолетнего по форме согласно приложению 4.

Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования РБ от 28.07.2004 г. № 47)

В прошедшем году в области значительно снизилось число лишений родительских прав. Всего по этой причине остались без попечения родителей 240 несовершеннолетних. Это на 121 ребенка меньше, чем в предыдущем году.

Вместе с тем, из 240 детей только 134 – были предварительно отобраны решением КДН и им была предоставлена возможность остаться проживать в биологической семье. В отношении 106 детей родители были сразу же лишены родительских прав без предварительной работы в рамках Декрета №18.

Анализ этой ситуации показывает, во-первых, что многие из этих детей не были своевременно выявлены. Как правило, в этих случаях инициатором лишения родительских прав выступает прокуратура либо комиссия по делам несовершеннолетних, так как шансов на восстановление семьи не остается. Во-вторых, многие дети отбирались решениями КДН ранее и были возвращены в семьи, а потом снова попали в категорию неблагополучных.

Принятие КДН решения об отобрании ребенка

Когда надо обращаться в КДН с ходатайством об отобрании ребенка

4. Решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается комиссией по делам несовершеннолетних в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении и дальнейшее пребывание ребенка у родителей может повлечь угрозу его жизни и здоровью.

Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите (постановление СМРБ от 26.12.2006 №1728)

Тоже определено в статье 851 КоБСа

Статья 851.

В случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем он находится в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка).

...

Комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в шестимесячный срок после принятия решения об отобрании ребенка обязана принять решение о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, указанные в части первой настоящей статьи, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

Статья 80. Лишение родительских прав

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если будет установлено, что:

они уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка;

они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком;

они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;

они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком;

в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка, указанные в части первой статьи 851 настоящего Кодекса.

Кодекс РБ о браке и семье

Статья 67.

Родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Кодекс РБ о браке и семье

Статья 85.

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится. В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка.

Предупреждение нарушения сроков содержания детей в приюте

Во многих случаях суды не принимают заявления о лишении родительских прав пока не истечет 6 месяцев с момента отобрания ребенка решением КДН.

Однако вследствие этого превышаются сроки пребывания детей в приютах, что противоречит законодательству.

«26. Несовершеннолетние могут находиться в социально-педагогическом учреждении в течение времени, необходимого для их социальной реабилитации и решения вопроса о дальнейшем жизнеустройстве, но не свыше шести месяцев в течение календарного года.»

Положение о социально-педагогическом учреждении (постановление Министерства образования РБ от 18.03.2004 г. № 14)

«4. Комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана:

...

в шестимесячный срок (т.е. не после истечения 6 месяцев) принять соответствующее решение:

о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, ...;

об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

Соответствующий иск в суд предъявляется по месту жительства (нахождения) ребенка отделом образования или учреждением, в котором находится ребенок, не позднее четырнадцати рабочих дней (т.е. в запасе должно быть не менее 14 дней) после вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения, указанного в абзаце пятом части первой настоящего пункта.»

Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18

Взыскание расходов по содержанию детей

Пункт 1, часть 4. В целях обеспечения предъявления в суд необходимых документов для рассмотрения требования о взыскании с родителей расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – расходы по содержанию детей), в решение об отобрании ребенка вносится запись об обязанности родителей в десятидневный срок представить в управление (отдел) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее – управление (отдел) образования) документ, удостоверяющий личность, и копию заключения врачебно-консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут выполнять родительские обязанности, засвидетельствованную государственной организацией здравоохранения. Копия решения об отобрании ребенка вручается родителям (родителю), у которых ребенок отобран, а также направляется не позднее дня, следующего за днем вынесения данного решения, в орган внутренних дел по месту жительства обязанного лица.

Пункт 6. Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. При необходимости эти лица обеспечиваются документами, удостоверяющими личность, копии которых в двухдневный срок со дня выдачи направляются органом внутренних дел в управление (отдел) образования по месту их жительства в целях обеспечения предъявления в суд необходимых документов для рассмотрения требований о взыскании с родителей расходов по содержанию детей.

Пункт 91. Для получения копии заключения врачебно-консультационной комиссии о наличии либо отсутствии заболеваний, при которых родители (родитель) не могут выполнять родительские обязанности, взыскатели, за исключением случаев, когда обязанному лицу была вручена копия решения об отобрании ребенка в соответствии с частью четвертой пункта 1 настоящего Декрета, направляют обязанному лицу и в орган внутренних дел по месту жительства этого лица письменное сообщение о необходимости явки обязанного лица в государственную организацию здравоохранения для прохождения медицинского осмотра.

Обязанное лицо должно явиться в государственную организацию здравоохранения не позднее трех дней со дня получения копии решения об отобрании ребенка или сообщения взыскателя и пройти медицинский осмотр. Организация здравоохранения, в которой обязанное лицо проходит медицинский осмотр, обеспечивает его прохождение в течение трех рабочих дней, а при необходимости дополнительного медицинского обследования – в течение пяти рабочих дней.

В случае, если обязанное лицо в установленный срок не явилось в государственную организацию здравоохранения и (или) не прошло медицинский осмотр, соответствующий орган внутренних дел не позднее четырех дней со дня получения копии решения об отобрании ребенка или сообщения взыскателя выносит официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивает явку обязанного лица в соответствующую организацию здравоохранения, а также сопровождение при прохождении медицинского осмотра.

В ходе медицинского осмотра для определения наличия либо отсутствия у обязанного лица заболеваний, при которых родители не могут выполнять родительские обязанности, одновременно обязанному лицу определяются противопоказанные по состоянию здоровья работы и неблагоприятные производственные факторы для решения вопроса о его трудоустройстве.

Пункт 11. Требования о взыскании расходов по содержанию детей могут быть предъявлены в суд по месту нахождения взыскателя данных расходов, а также по месту жительства обязанного лица либо по месту нахождения детей на государственном обеспечении.

Своевременность перечисления средств

Пункт 19. ...Взыскатели расходов по содержанию детей обязаны ежемесячно отслеживать поступление указанных средств и до 30-го числа текущего месяца перечислять их в доход соответствующего бюджета, из которого финансируются расходы по содержанию учреждений, а также опекунских и приемных семей.

Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Комментарии

Олеся ходонович - Забирали детей на полгода, исправились вернули. теперь снова попались, но тут же закодировались, вызывают на комиссию есть шанс что не отберут?
Вт, 01 мая 2018, 00:21:18 Ответить

ГСПЦ - Уважаемая, Олеся! Ситуация в вашей семье будет рассмотрена на заседании комиссии по делам несовершеннолетних района и решение будет принято коллегиально с учётом соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Ср, 02 мая 2018, 17:06:04 Ответить

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Работа с несовершеннолетними, находящимися в СОП
Соседние подразделы:
В помощь педагогу СППС
Уважаемые коллеги! Надеемся информация будет Вам полезна в работе....
Школа молодого специалиста