Гомельский городской социально-педагогический центр

Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное!

80 лет освобождения Беларуси

Славянский базар

2024 - ГОД КАЧЕСТВА

Республики Беларусь

Территориальная геральдика

Г. ГОМЕЛЯ

pomogut.by

Молодежь против наркотиков

Переводчик

Интересная и полезная информация

«Детские страхи» Чего и почему боятся дети?

Причины появления страхов у детей

   конкретный случай, который напугал ребенка

   многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей

   детская фантазия

   внутрисемейные конфликты

   взаимоотношения со сверстниками

   чрезмерная опека со стороны родителей

   разговоры взрослых о болезнях и несчастьях

   неуверенность родителей в своих воспитательных действиях

 

Пути устранения появившегося страха:

1.Обсуждение и убеждение («Это не страшно!»)

2.Нахождение выхода из «страшной ситуации».

3.Работа с подсознанием (работа с нарисованным страхом, рассказывание сказок).

 

Техники уничтожения нарисованного страха

  • Превращаем «страшный» страх в «смешной» и «нестрашный»
  • Делаем из страха пазл
  • Сажаем страх в клетку
  • Зачеркиваем страх любимыми цветами
  • Рвем и выбрасываем страх
  • Отдаем страх взрослому на вечное хранение или для того, чтобы он его выбросил
  • Ситуативное изгнание страха:

Злые духи и Кощей

Не живут среди вещей.

Но бывает из-за страха

Я в прихожей вижу Аха!

Нужно громко крикнуть «Ах!»,

 И тот час исчезнет страх!

 

Возрастные особенности страхов

От одного года до трех лет у ребенка может возникать страх неожиданных резких звуков (обусловлен инстинктом), одиночества, потери эмоционального контакта с матерью (особенно при посещении яслей), боли, уколов и медработников. В этот период детям начинают иногда сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому могут появиться страхи перед засыпанием.

В возрасте от трех до пяти лет возможны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Сказочные персонажи, пугавшие раньше ребенка только во сне, теперь могут заставлять его опасаться и днем. Появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое-то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом.

От пяти до семи лет вы можете наблюдать возникновение страха перед чертями или другими представителями потустороннего мира. Как и многие другие страхи, он является разновидностью самого главного, ведущего страха, появляющегося в этом возрасте, - страха смерти (своей и родителей). Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.

 

Методика выявления страхов у детей

Ребенка просят: «Нарисуй два дома – большой красивый дом и маленький некрасивый дом».

Инструкция: «Я буду называть разные страхи, а ты их будешь расселять в дома: в красивый дом ты поселишь «нестрашные» страхи, т.е. те, которых ты не боишься, а в некрасивый дом ты поселишь «страшные» страхи, т.е. те, которые ты боишься».

Взрослый называет страхи, фиксирует в какой дом ребенок поселил каждый страх.

Перечень страхов — смотри таблицу основных страхов.

После проведения диагностики, необходимо обязательно «запереть» страхи на замок.

 

Среднее количество страхов

Возраст (лет)       5        6     7(дошк)     7 (школьн)

 

Мальчики          8         9             9                   6

Девочки              11      11         12                   9

 

Как избежать возникновения и закрепления страхов

  1. Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.
  2. Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).
  3. Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)
  4. Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги.
  5. Повышайте самооценку малыша.
  6. «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка.
  7. Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.

 

Как надо вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх:

 

  • Первым делом выяснить причину страха.
  • При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.
  • Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения могут быть неэффективны.
  • Ни в коем случае не наказывать ребенка.
  • Ни в коем случае не запугивать малыша даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.
  • Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением сказок и просмотром кинофильмов.
  • Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить перед ним).
  • Когда малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.
  • Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.
  • Постарайтесь проиграть пугающее малышей событие в ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности.

 

Как не надо вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх:

Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.

Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь преодолеть его ему.

Перегружать фантазию и воображение малыша пугающими его сказками и историями.

Передавать свой страх ребенку.

 

Игры для преодоления страха темноты

 

  1. "Бобры" (для детей 3-6 лет) Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу - то есть выйдет в соседнюю комнату - и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище.

 

  1. "Кукольные прятки" (для детей 4-6 лет) В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте.

 

  1. "Смелый разведчик" (для детей 5-8 лет) Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.




Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Интересная и полезная информация
Соседние подразделы:
Клуб "Искусство быть родителем"
Буклеты

Государственные символы

Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИЮ о семейном неблагополучии можно сообщить по телефону: 33 51 13, 33 58 83 (пн.-пят. с 8.30 до 20.00; сб.,вс.и праздничные дни с 11.00 до 20.00)

Интернет-портал президента

Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Республики Беларусь

Управление образования

Гомельского горисполкома

DADOMU.BY

Газета "Домой"

Национальный центр усыновления

Министерства образования Республики Беларусь

Национальный правовой

интернет-портал

Детский правовой сайт

ГГУ им. Ф. Скорины

МЧС информирует

Беларусь библиотечная