"Синдром сгорания" - это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:
- монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
- неразрешенные личностные конфликты.
Способы преодоления «синдрома сгорания»:
- культивирование других интересов, не связанных с профессией (необходимо сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием статей);
- внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация;
- поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
- удовлетворяющая социальная жизнь;
- наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
- стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
- способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
- открытость новому опыту (гибкость мышления);
- умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
- обдуманные обязательства;
- чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
- участие в семинарах, конференциях, методических объединениях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
- периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
- хобби, доставляющее удовольствие.
Экспресс-метод:
Просмотрите список мероприятий, которыми занимаются люди. Пометьте у каждого пункта – сколько часов вы занимаетесь каждым мероприятием в неделю.
- работа
- общение с сексуальным партнером
- еда
- магазин
- сон
- телефонные разговоры
- дети
- хождение в гости
- телевизор
- посещение кино/концертов/спектаклей
- уборка дома
- чтение
- спорт
- прослушивание музыки
- хобби
Чтобы избежать «синдрома сгорания», профессиональный замещающий родитель должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться профессионалом.
Как избежать психоэмоционального перенапряжения?
РЕЛАКСАЦИЯ
Упражнение «Альбом»
Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себя альбомом, лежащим на столе. Это может быть школьный альбом или арт-альбом. Сконцентрируйте в сознании внутреннее самочувствие Вашего альбома – его покой, положение на столе, обложку, защищающую от внешних воздействий, аккуратные страницы. Посмотрите «глазами альбома» на окружающую его комнату (или пространство). Подробнее рассмотрите предметы рядом: карандаши, ручки, кисти, книжный шкаф, окно, свет и т.д. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Вы расслаблены. Открывайте глаза.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
Упражнение «Сбрось проблемы со скалы»
Упражнение лучше делать перед сном. Необходимо лечь на спину и закрыть глаза. Сделать три глубоких вдоха-выдоха. Мысленно поставить перед собой большую коробку (ящик, сундук). Медленно открыть крышку и начинать складывать в него все, что для Вас включает понятие «проблема». Нужно уложить «спать» все, что Вас гнетет. Причем сначала положить в сундук самые большие свои проблемы, затем поменьше и затем самые маленькие. Мысленно закрыть крышку и подняться с ним на гору. Подойти к обрыву скалы и сбросить вниз.
МЕДИТАЦИЯ
Упражнение «Четыре шага»
Первый шаг: расслабьтесь стоя при помощи встряхивания кистей рук, ног, туловища.
Второй шаг: удобно сядьте, скрестив ноги. Медленно закройте глаза, взгляд направите в себя и сделайте 100 вдохов-выдохов.
Третий шаг: сделайте 50 вдохов-выдохов и каждый раз на выдохе проговаривайте: «Сейчас».
Четвертый шаг: задержите дыхание настолько, насколько Вы можете. Затем сделайте глубокий громкий выдох и откройте глаза.
Городское методическое объединение приемных родителей
Уважаемые приемные родители, родители-воспитатели!... |
|
Клуб замещающих родителей "Лоскутная история"
|
|
В помощь социально-педагогической и психологической службе УО
С минуту Пеппи молчала, а потом сказала, запинаясь:...
Подразделы: Сопровождение приемной семьи (ДДСТ).
|
|
Методическая копилка замещающих семей
В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования. (Г.... |
|
План развития приемной семьи (ДДСТ)
|
|
Полезная информация
|
|
Библиотека
Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце... |
|
Ресурсная комната
|
|
Газета "Домой"
|
|
Клуб профориентации для подростков "МОЙ ВЫБОР"
|
|
БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА
Для педагогов-психологов учреждений образования!... |
|
Дистанционные услуги (вебинары, воркшопы, онлайн-встречи )
|
|
Пункт методической консультативной помощи
Пункт методической консультативной помощи специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждений образования по вопросам психолого-педагогического сопровождения замещающих семей... |
Количество просмотров: